Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский и Боровский Климент. Читайте хорошие книги!

Митрополит Калужский и Боровский Климент. Читайте хорошие книги!
Версия для печати
2 апреля 2019 г. 14:44

В середине марта отмечается День православной книги. Как проводится этот праздник, ставший доброй весенней традицией, «Литературной газете» рассказал председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

— Владыка, как возникла идея отмечать День православной книги?

— Для начала я хотел бы сказать, что мы подразумеваем под православной книгой. Это не только Евангелие или жития святых. Это та книга, которая несет в нашу жизнь свет, любовь, добро. Учит нас переносить трудности, дает примеры добрым семейным отношениям, помогает человеку найти путь к Богу, и, конечно, не развивает страсти, не культивирует насилие, не пропагандирует грех. Вот такую книгу мы называем православной. День православной книги приурочен к выходу первой точно датированной печатной книги, а это было 14 марта 1564 года. Сейчас, когда происходит много встреч, событий, мероприятий, посвященных этому событию, хочу задать вопрос: какое место сегодня в нашей жизни занимает православная книга? Вспомним прошлое, обратимся к истории. Православная книга появилась на Руси с принятием христианства. Насколько позволяли возможности того времени, христианскому просвещению людей уделялось внимание, возникли учебные заведения. Но, как мы понимаем, число грамотных было невелико. А иметь собственные книги могли очень немногие. Напомню, что рукописные книги стоили очень дорого. Большинство людей встречались с православной книгой в храме, воспринимали чтение за богослужением на слух. Так продолжалось несколько веков. Труды Ивана Федорова, при поддержке Церкви, при оказываемой помощи властью, дали людям новые возможности. Первые печатные книги были недешевыми, но они были уже гораздо доступнее людям, чем рукописные. Кроме того, создание каждой рукописной книги в огромной степени зависело от знаний, грамотности, компетентности как переписчика, так и создателя того экземпляра книги, с которого тот переписывал. Неточности, ошибки при таком способе неизбежно проникали в книги и накапливались за годы, десятилетия, века. Печатная книга давала возможность выверить все экземпляры.

— У русской культуры христианский исток. Но и традиция вольнодумства достаточна сильна. Не только православные книги формировали мировоззрение образованных слоев…

— Да, постепенно развивалось образование, совершенствовалось книгопечатание. И образование, и книги становились более доступны людям. Казалось бы, теперь уж православная книга должна стать основой чтения. На деле же оказалось, что слишком многие увлеклись так называемым вольнодумством, признанные авторитеты и проверенные веками нормы они тоже ставили под сомнение. В какой-то момент образование стало мыслиться вне христианского просвещения. Если мы вспомним рубеж ΧΙΧ-ΧΧ вв., ситуация будет казаться со стороны парадоксальной. С одной стороны, к этому времени школы уже были открыты или открывались в селах: обучение в них было доступно и детям из бедных семей. А доступно оно было потому, что во многих случаях деньги на такие школы выделяли епархии (и письма с просьбами учителей таких школ о постоянной денежной помощи для школы и ответные решения епархиальных управлений можно найти даже в прессе тех лет). Т.е., подчеркну, Церковь способствует просвещению людей. С другой же стороны, интеллигенция, получившая доступ к образованию раньше других слоев населения, не проявляет к православным книгам должного интереса, какой стоило бы от нее ожидать. В ее среде господствовали западные идеи, откуда и пришло вольнодумство. Они пренебрегали всем русским, православным. И это пренебрежение они принесли откуда? С Запада. На Западе Россию считали неграмотной, темной страной. Приведу отрывок из воспоминаний епископа Порфирия (Успенского). Когда он в 1854 году возвращался из Иерусалима через Европу в Россию, то на вокзале города Пиза услышал курьезный диалог. Он пишет: «Одна молодая барыня, увидев меня и спутника моего Феофана, спросила своего кавалера: какие мы люди? Он ответил ей, что мы — русские священники. — Да русские разве христиане! — возразила она ему. — Весьма давние, — сказал он ей. — А я слыхала, что они татары и даже людоеды». Вот такое высокомерное отношение ко всему русскому, народному, православному воспринято было от Запада. Безусловно, были среди интеллигенции и истинно верующие, много читающие духовных книг люди. Если обобщить, получается, что Церковь прилагает реальные усилия для того, чтобы чтение, книга, особенно православная книга, были доступны всем. И в это же время находится немало людей, которые не уделяют православной культуре должного внимания.

— ХХ век и вовсе проходил под знаком богоборчества и атеизма. В советское время закрывались храмы, преследовались священники, не в каждой семье было Евангелие…

— Да, революционеры восприняли идеологию войны против Бога у Маркса, Фрейда, Ницше и применили у нас в стране. Уничтожалась религия, национальная культура, народные традиции, все, что напоминало о Боге. Как мы знаем, были десятилетия трудной жизни для Церкви, мечты ряда руководителей страны о том, чтобы Церковь перестала существовать… Церковное книгопечатание было невозможным. Религиозной литературы нельзя было купить ни в магазине, ни в храме. Молитвослов приобрести было только мечтой. Значительная часть старых книг была уничтожена, а новых не издавали. После Великой Отечественной войны и до конца 80-х годов прошлого века молитвослов издали только два раза и то, ограниченным тиражом. Но, несмотря на такую ситуацию, люди приходили к Богу. Как? Читая Достоевского, Гоголя, Пушкина. Прочитайте стихотворения Александра Сергеевича «Пророк», «Отче наш» или «Отцы пустынники», задумаешься о смысле жизни, о Боге.

— Вот уже 30 лет мы переживаем церковное возрождение. Можно утверждать, что и православное книгоиздание сегодня на подъеме?

— С конца 80-х годов, можно сказать, началось второе крещение Руси. Стали возвращаться храмы, открываться монастыри, возродилось и церковное книгопечатание. В лавках храмов стали продаваться книги. В основном это были переиздания дореволюционных книг, невсегда качественные, не всегда хорошо изданные. Ведь за советское время уничтожили не только религиозные книги, но и православную книжную культуру. У Церкви не было писателей, а светские писатели, за исключением отдельных лиц, были не знакомы с Православием. Со временем ситуация улучшилась. Ассортимент книг вырос, появились новые издания, их подготовка стала серьезнее. Об этом свидетельствует и небольшой процент отказов в получении церковного грифа при рецензировании. У нас сейчас есть возможность читать православные книги в бумажном и электронном виде, покупать их или брать в библиотеках. Настоящее христианское просвещение без книг немыслимо. Понимаем ли мы это? Пользуемся ли возможностями, которые у нас есть? Находим ли время для вдумчивого чтения православной книги? Зависит от нас. Если кажется, что уровень знаний недостаточен, что многое останется непонятным, не надо на этом ощущении останавливаться. Попробуйте взять книгу, открыть, начать читать. Если действительно сложно, обратитесь за разъяснениями к священнику или пока отложите эту книгу, а выберите другую, попроще. А к той вернетесь позже, когда накопите побольше знаний. Не нужно стесняться своего незнания. Обращайтесь к священникам, к библиотекарям за советами, подсказками, разъяснениями. И обязательно читайте православные книги.

— Русская Церковь курирует книгоиздание? Взаимодействует с писательским сообществом? Какие значимые проекты реализует?

— Издательский Совет, который я возглавляю, ведет очень большую работу. Мы занимаемся рецензированием литературы — присваиваем гриф, который дает право распространять книги через лавки при храмах и монастырях. Мы уже восемь лет проводим Патриаршую литературную премию — этой наградой отмечены многие заслуженные писатели — Юрий Бондарев, Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Олеся Николаева, Юрий Кублановский и другие авторы. Мы организуем конкурс для школьников «Лето Господне» — поддерживаем одаренных ребят, которым нравится заниматься литературным творчеством. Еще один проект Издательского Совета — это выставка-форум «Радость Слова». Она проходит в разных регионах. На ней представлен большой ассортимент православной литературы, и в ее рамках проходят встречи с писателями. Писатели охотно едут в различные уголки нашей страны, включая Дальний Восток, и везде встречают теплый прием читателей. Недавно выставка «Радость Слова» проходила в Казахстане, а в начале мая пройдет в Ташкенте. Интерес к русской литературе в странах ближнего зарубежья сохраняется. И, конечно, еще раз скажу про День православной книги. Этот праздник говорит нам о великом значении для нас книги, особенно той, которая учит нас жизни, помогает преодолеть испытания, вселяет в нас надежду, открывает путь к вечности. И как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено к всевозможным обстоятельствам жизни… книга сия называется Евангелием». Читайте, друзья, хорошие книги!

Беседовала Татьяна Медведева

«Литературная газета»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами